Воскресенье, 05.05.2024, 21:06Приветствую Вас Гость | RSS
Учитель начальных классов
Меню сайта
Форма входа

Русский язык


При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,

звонкий-зв.,

согласный-согл.,

твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

___________________________________________________________

Фонетический разбор слова.

 

1.     Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.     Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.     Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?

4.     Количество звуков и букв в слове?

 

Пример:

морковь , мор-ковь  (2 слога, 2 гл.,4 согл., 7 б.,6 зв. )

м – [ м ]  согл., зв., тв., непарн.,

о – [ а ]  гласн., безударн.

р – [ р ]  согл. зв., тв. , непарн.,

к – [к ]  согл. глух., тв., парн., [ г ]

о – [о ]  гласн., ударн.

в – [ф]  согл. глух., мягк., парн., [ ф ]

ь –

___________________________________________________________

Морфологический разбор имени существительного.

    1.     Часть речи.

2.     Начальная форма (Им.п., ед.ч.).

3.     Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

 

 Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., доп.

___________________________________________________________ 

Морфологический разбор имени прилагательного.

1.     Часть речи.

2.     Начальная форма (ед.ч., м.р., Им.п.).

3.     Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

 Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., ж.р., Р.п., определение.

___________________________________________________________ 

 Морфологический разбор глагола.

1.     Часть речи.

2.     Начальная форма.

3.     Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

 

Пример: Мы уходим всё дальше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., мн.ч., наст.вр., 1 лицо, сказуемое.

 

Морфологический разбор местоимения.

1.     Часть речи.

2.     Начальная форма (им.п.).

3.     Лицо.

4.     Число.

5.     Род (только в 3 лице ед.ч.).

6.     Падеж.

7.     Роль в предложении.

 

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., Т.п., дополнение.

 ___________________________________________________________

Порядок разбора слова по составу.

 1.     Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2.     Выдели основу слова.

3.     Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4.     Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

5.     Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

 

    П р и м е р:   

______________________________________________________________ 

 Разбор предложения

 

1.     Какое предложение по цели высказывания?

2.     Какое предложение по интонации?

3.     Распространенное оно или нераспространенное?

4.     О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5.     Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6.     Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7.     Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8.     Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.


 ___________________________________________________________

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz